Магистратура
Переводческое дело (западные языки)

Переводческое дело (западные языки)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 применять современные методологии теории и практики перевода, основных дидактических принципов обучения переводу и современные технологии;
ON 2 использовать основные модели перевода и переводческой трансформации при анализе процесса перевода и его результатов;
ON 3 проводить собственные научные исследования в области теории перевода с помощью различных направлений теории перевода, современных методов научного исследования;
ON4 использовать все виды перевода в качестве посредника в межъязыковом и межкультурном общении путем творческой оценки и обобщения современных тенденций в переводоведении, различных направлений теории и методологии перевода;
ON5 разработать методические указания и средства для проведения практических занятий путем объединения методов оптимизации процесса обучения переводу, инновационных методов обучения технике перевода;
ON6 синтезировать современные тенденции перевода, инвариантные проблемы перевода, создавать теории отдельных видов перевода;
ON7 обосновать основные модели перевода и теории уровней эквивалентности в переводе, теоретических универсалий перевода;
ON8 понимать теоретические проблемы переводческого процесса, этапы переводческого процесса, помехи при переводе;
ON9 критически оценить исторические концепций и универсальные модели эквивалентности перевода, стратегий перевода и результатов перевода;
ON10 делать художественный перевод с соблюдением лексических, грамматических, синтаксических и стилистических норм путем формирования теоретических и практических аспектов художественного перевода и литературной компаративистики;
ON11 оценивать переведенный текст с критической точки зрения, сравнивая оригинал и переведенный текст, и объяснять причины ошибок перевода;
ON12 демонстрировать умения, связанные с работой в междисциплинарной команде и многонациональном поликультурном коллективе, затрагивающие процессы социального, культурного, научно-профессионального сотрудничества с учетом межкультурной коммуникации в иноязычной научной и образовательной сферах.

Паспорт программы

Название
Переводческое дело (западные языки)
Шифр
7M02303
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Перевод научного текста как объект коммерциализации
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков перевода научного текста, анализа его структуры для развития, активизации и систематизации как объекта коммерциализации. Будут изучены: основы анализа перевода научного текста; схема анализа научного текста; особенности стиля научной речи; способы определения речевых и композиционных форм в научном тексте; вопросы коммерциализации, патентования и менеджмента переводного текста.

Перевод научной литературы
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков перевода научной литературы, анализа и оценки перевода научного текста. Будут изучены: различные виды научной литературы; структура научного текста, основы анализа перевода научного текста; схема анализа научного текста; особенности стиля научной речи; способы определения речевых и композиционных форм в научном тексте; вопросы анализа, оценки коммерциализации переводного научного текста.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Редактирование и корректура в переводе
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является совершенствование навыков и умений, необходимых для выполнения языкового, стилистического и смыслового анализа текста машинного перевода и его редактирования, расширение представлений об особенностях автоматизированного перевода чтобы гарантировать полноту и правильность перевода, а также сделать текст легким для чтения и восприятия целевой аудиторией.

Современная теория и практика устного перевода
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучение современной теории и практики устного перевода и разных аспектов исследования устного перевода Будут изучены: особенности и виды устного перевода, психологический, технические аспекты устно-последовательного и синхронного перевода, особенности одностороннего и двухстороннего перевода, этикет устного переводчика, виды трансформаций в устном перевод, история и изучение устного перевода в Казахстане

Современные тенденции в переводоведении
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа современных научных тенденций в области переводоведения. Будут изучены: современные переводческие концепции; современное состояние переводческой науки, теоретических концепций и тенденций развития переводоведения, представление об основных закономерностях перевода; перспективные направления мирового переводческого процесса; модели перевода; перевод как глобальная трансформационная наука.

Умные технологии для перевода
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развить, активизировать и систематизировать навыки анализа перевода текста, с использованием умных технологии для перевода. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: синтезировать основные понятия анализа перевода текста и особенности использования умных технологии; проводить сравнительный анализ оригинала и переводного научного текста

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Герменевтические аспекты перевода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа герменевтических аспектов перевода. Будут изучены: герменевтические проблемы современного переводоведения, коммуникативной поэтики, текстологии, вопросы психологии и философии восприятия (перцепции и рецепции); литературная герменевтика; языковой (литературный) дискурс в связи с известным материалом парадигматических сюжетов в литературных произведениях, интертекстов, иносказания, подтекста, намеков, аллегорий, скрытых, закодированных сообщений, аллюзий.

Интерпретация и перевод художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа особенностей интерпретации и перевода художественного текста с применением основ интерпретационной модели перевода. Будут изучены: интерпретационные модели перевода; специфика авторских коммуникативных интенций и особенности переводческих интерпретаций с современных методологических концепций; интегрировать полученные навыки анализа переводного художественного текста с передовыми исследовательскими методами современного литературоведения.

Лингводидактические аспекты переводоведения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа лингводидактических аспектов переводоведения. Будут изучены: методологические принципы обучения переводу, методология сравнительного анализа исходного и переводного текста, лингводидактические аспекты, дидактические принципы, разработанные отечественной педагогикой; учебно-методические проекты по методике преподавания переводу.

Лингвокультурная специфика перевода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа лингвокультурной специфики переводного текста. Будут изучены: лингвокультурологическая компетенция переводчика; лингвокультурема; лингвокультурологическое поле; репрезентация лингвокультурологических единиц текста; выявление культурной коннотации; аккумуляция лингвокультурологической информации, содержащейся в текстах; нахождение, выделение и анализ национально-национально-маркированных лексических единиц, онимов, топонимов.

Нормативные аспекты перевода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: изучение существующих в переводоведении критерии оценивания перевода, которые определяют стратегию переводчика и нормы перевода Будут изучены: подходы к оцениванию качества перевода; совокупность требований, предъявляемых к качеству перевода; основные нормы оценки качества перевода: нормы эквивалентности, жанрово-стилистические, прагматические и другие; классификации ошибок, допущенных в переводе; анализ и оценка перевода различных видов текста

Перевод как творческое письмо
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: оптимизация процесса переводу, дидактическое осмысление процесса перевода текстов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: выявить закономерности переводческих процессов разработать критерии качества перевода, проводить структурно-семантический анализ, изучать и выявить переводческие трудности; совершенстовать навыки и скорость перевода

Поэтический перевод
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа специфики поэтического перевода при переводе стихотворения с соблюдением поэтической культуры переводчика. Будут изучены: изучение специфики поэтического текста, образно-семантических и лексических вопросов поэтического перевода, проблем эквиритмии и эквилинеарности; художественные переводы Абая Кунанбайулы и переводы его произведений на другие языки; сохранение национального колорита и индивидуального стиля произведения; национально-культурная специфика и оценка перевода поэтического текста.

Современная методология теории и практики перевода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять основные методологические понятия и методические принципы при обучении теории и практике перевода. Будут изучены: методология и система принципов организации теоретической и практической деятельности переводчика; дидактическое осмысление процесса перевода текстов; инновационные методы и способы оптимизации процесса обучения переводу; логика построения терминосистемы; структурно-семантический анализ терминологических атрибутивных сочетаний; причины и типы переводческих трудностей, лингводидактика перевода.

Типология переводческих трансформаций
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа типологии переводческих трансформаций и применение их в процессе перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта. Будут изучены: переводческие трансформации, лексико-семантические, грамматические и стилистические трансформации перевода; использование видов, приёмов и технологий перевода с учётом характера переводимого текста и условий перевода.

Транслатема как единица перевода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа понятия транслатемы как единицы перевода и способов ее вычленения. Будут изучены: минимальные единицы, подлежащие переводу – единицы перевода; транслатемы на уровне фонем, морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста; система анализа языка оригинала и переводного текста и транслатемы как константы с точки зрения переводоведения.

Транслатология текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков анализа методологических и теоретических основ переводоведения для описания отношений эквивалентности, связанных с текстовой реализацией языковых единиц и с типом текста. Будут изучены: типы текстов; методика переводческого анализа текста и текстовой типологии, ориентированной на перевод; систематизация и корреляция языковых, стилистических и текстовых признаков исходного текста и их соответствий в тексте перевода; транслатология отдельных типов текста.

Функционально-когнитивный аспект транслатологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность осуществлять и анализировать на практике различные виды перевода с учетом функционально-когнитивных аспектов процессуальной транслатологии. Будут изучены: когнитивные механизмы перевода; когнитивные и функциональные особенности оригинала, лексико-семантическое поле, выражающее концепт и проблемы перевода; компоненты семантического пространства оригинала, когнитивно-пропозициональных структур текста; базовые концепты оригинала и способы их перевода.

Художественный перевод и литературная компаративистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование навыков научно-теоретического анализа специфики художественного перевода в системе сравнительного литературоведения. Будут изучены: методология сравнительного литературоведения, современные подходы компаративистики к проблеме художественного перевода; типология и эволюция принципов художественного перевода; специфика межкультурных коммуникаций в аспекте художественного перевода.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.