Магистратура
Геоботаника

Геоботаника

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Объяснять принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления, интерпретировать новейшие теории и концепции как подтверждение закономерностей и тенденций развития биологической науки;
ON2 Классифицировать геоботанические работы в соответствии с нормативно-технической документацией, осуществлять выбор методов и технологий адекватные задачам исследования для изучения живых организмов;
ON3 Анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания, использовать новейшие методики, концепции и теории, технологии для решения фундаментальных проблемы в области биологии, геоботаники;
ON4 Применять знания самосознания науки в ее социально-философских ракурсах; феномена науки как профессии, социального института и непосредственной производительной силы, раскрывать дисциплинарное самоопределение естественных, общественных и технических наук, их общности и различия; осуществлять поиск научно-технической и патентной информации необходимой для обоснования направления и тематики исследовании;
ON5 Осуществлять мониторинг природных ресурсов, природопользования, территорий техногенного риска. Разрабатывать проекты по сохранению растительного покрова. Решать практические задачи сельского хозяйства, геоботаники на основе методов биологии, геоботаники;
ON6 Использовать прикладные программамы для решения различных геоботанических задач. Выполнять сбор, анализ и использование геоботанических исследований для изучения природно-ресурсного потенциала страны, отдельных регионов и областей в целях рационального природопользования. Разрабатывать учебные программы дисциплин для включения их в учебный процесс, уметь представлять материал в устной и письменной форме для различных слушателей
ON7 Применять практические навыки в области геоботаники. Организовывать и управлять геоботаническими работами в полевых и камеральных условиях. Проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе научного мировоззрения, освоенных исследовательских технологий в области биологии и биотехнологии
ON8 Разрабатывать программу мониторинга для контроля окружающей среды на основе геоботанических исследований. Выстраиватьнаучно-исследовательскую деятельность на основе этических и правовых норм в отношениях между людьми и в отношении живых организмов (принципы биоэтики).

Паспорт программы

Название
Геоботаника
Шифр
7M05112
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Геоботанические методы исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о геоботанических методах исследований, об основных ее разделах, проблемах и методах в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина «Геоботанические методы исследований» направлена на формирование у будущих специалистов, способности к независимому критическлому мышлению и пониманию основных понятий. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Объекты геоботанических исследований. Важнейшие категории признаков, отличающих один фитоценоз от другого. Заполнение бланков геоботанических описаний. Составление различных карт (инженерно-геологическая, геоморфологическая, гидрогеологическая, почвенная, геоботаническая, комплексная). Проведение подробного покомпонентного описания территории строительства мелиоративного объекта.

География растений
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о географии растений, об основных проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина «География растений» направлена на формирование у будущих специалистов способность к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых понятий. При изучении дисциплины магистарнты будут изучать следующие аспекты: Основные закономерности распространения растений и их сообществ по поверхности Земли, определяемых экологическими и географическими факторами. Основные фитохории, выделямые на поверхности суши и акватории, их особенности.Основные типы зональной растительности в пределах разных климатических поясов.

Индикационная геоботаника
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного представления об индикационной геоботанике, как способе использования растительного покрова в качестве определения условий среды. Результаты обучения: демонстрировать знания о специфике геоботанических индикационных методов исследований растительности, классифицировать методы составления геоботанических индикационных карт, анализировать закономерности геоботанической индикации в различных климатических зонах под влиянием природных и антропогенных факторов.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

Мониторинг окружающей среды
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрнатов способность описывать системы мониторинга объектов окружающей среды с учетом будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения: объяснять специфику методов и средств экологического мониторинга, выбирать методы мониторинга объектов окружающей среды и оценку воздействия на окружающую среду, анализировать состояние объектов окружающей среды, разрабатывать проекты по сохранению растительного покрова.

Организация и планирование научных исследований (англ)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на изучение основополагающих принципов, методов, стратегий и форм научного исследования, работы с источниками и базами данных и имеет цель сформировать способность проведения исследований в конкретной области. Курс обучает магистрантов теоретико-методологическим основам для процесса самостоятельного получения новых знаний, работы с ключевыми научными категориями и практической реализации научных исследований.

Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД)
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Магистерская диссертация
  • Описание - Цель выполнения магистерской диссертации: формирование у магистранта навыков подготовки к защите диссертации на соискание магсира по образовательной программе (по отраслям). В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: 1. продемонстрировать ход решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний; 2. аргументировать проведение теоретического или экспериментального исследований в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент; 3. могут выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; 4. применять иностранные языки для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой; 5. формулировать цели и задачи диссертационного исследования, определять научную новизну и практическую значимость результатов научно-исследовательской деятельности; разрабатывать структурно методологическую схему выполнения НИР.

Охрана редких и исчезающих видов растений
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления об охране редких и исчезающих видов растений, об основных ее разделах, проблемах и методах в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина «Охрана редких и исчезающих видов растений» направлена на формирование у будущих специалистов, способности к независимому критическлому мышлению и пониманию основных понятий При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Биологические и экологические особенности редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу. Распространение в природе. Причины сокращения запасов. Мероприятия по сохранению видов.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.

Сохранение биоразнообразия и рациональное использование растительного покрова
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов системного представления о сохранении биологического разнообразия и независимом критического мышления о рациональном использовании растительного покрова. Результаты обучения: изучить основные проблемы сохранения и рационального использования компонентов биологического разнообразия, разработать стратегии природопользования, с учетом возможного ущерба для биоразнообразия, освоить правовую основу сохранения биоразнообразия и методы контроля по изъятию биоресурсов.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

дисциплины

Бриология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о бриологии, об основных ее разделах, проблемах и методах для будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения: классифицировать методы систематического определения мхов, объяснять анатомическое и морфологическое строение мохообразных, описывать местообитание мхов и местонахождение, чтобы уметь ориентироваться в многообразии растительного мира.

Дистанционное зондирование
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о дистанционном зондировании, об основных ее разделах, проблемах и методах в контексте будущей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Основы теории, методы и технологии фотограмметрической обработки аэрокосмических и наземных снимков. Создание и обновление топографических, кадастровых карт и других документов о местности.

Индикационная геоботаника
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного представления об индикационной геоботанике, как способе использования растительного покрова в качестве определения условий среды. Результаты обучения: демонстрировать знания о специфике геоботанических индикационных методов исследований растительности, классифицировать методы составления геоботанических индикационных карт, анализировать закономерности геоботанической индикации в различных климатических зонах под влиянием природных и антропогенных факторов.

Картографирование
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов способности нанесения на карту различных контуров, структур, отображающих ареал распространения растительности. Результаты обучения: проводить рекогносцировочные обследования территорий, идентифицировать растительные сообщества и наносить их на карту методом глазомерной съемки, анализировать пространственные распределения сообществ, составлять легенды с элементами классификации растительности, оформлять карты, расшифровывать карты в полевых условиях

Ландшафтное проектирование
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов системного представления о ландшафтном проектировании, об основных его разделах, проблемах и методах для будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения: демонстрировать знания об основах планирования, стилистики, зонирования и проектирования территории; понимать нормы и правила расчетов при проведении анализа объекта проектирования, особенности формирования композиции и ассортимента объектов ландшафтной архитектуры различных категорий.

Методы изучения структуры и взаимоотношений ценопопуляций в фитоценозе
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного представления о проблемах и методах изучения структуры и взаимоотношений ценопопуляций в фитоценозе, с учетом будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения: характеризовать типы возрастных спектров ценопопуляций растений в связи с особенностями их онтогенеза, объяснять специфику определения объема счетной единицы при изучении ценопопуляций растений различных биоморф, классифицировать методы определения жизненности ценопопуляций.

Организация и планирование научных исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – помочь магистрантам укрепить свои знания о методах исследования в средствах массовой информации, включая организацию, планирование, анализ и написание исследовательских проектов в области традиционных и новых медиа. Знакомит с направлениями организации и планирования научных исследований. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: История организации научного исследования. Аспекты научного исследования. Новые требования к науке. Принципы работы с литературой. Составление постеров и презентаций.

Популяционная генетика растений
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистрантов представление о принципах популяционной генетики организмов, теоретических и практических знаниях, связанных с описанием основных процессов, происходящих в популяциях. Результаты обучения: сформировать понимания о научных знаниях по популяционной генетике; демонстрировать знание процессов эволюции растений, использовать молекулярно-генетические методы для оценки уровня генетического разнообразия в популяциях и видах.

Почвоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у студентов основополагающих знаний о биокостной оболочке Земли – почве, как о природном теле, ее образовании, свойствах, развитии и эволюции, закономерностях географического распространения, рационального использования и охраны Результаты обучения: понять основные закономерности формирования почв и почвенного покрова, а также закономерности зонального распространения почв, освоить методы их изучения.

Растительность лесов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистранта целостный системный взгляд на растительность лесов, как один из основных компонентов биогеоценоза или экологической системы. Результаты обучения: изучить особенности формирования лесообразования в контексте будущей профессиональной деятельности; понять основы классификации лесов; обосновать важность выбора ассортимента деревьев для озеленения городов и населенных пунктов с учетом их почвенно-климатических условий.

Сорные растения
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о сорных растениях, а также способности их идентификации. Результаты обучения: описывать карантинные сорняки и их биологические особенности, паразитические сорняки посевных площадей, уметь объяснять специфику определения одно-, дву- и многолетних сорных растений, классифицировать современные методы борьбы против сорняков, обосновывать роль и значение агротехнических мероприятий для уничтожения сорняков.

Фитоценология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистранта целостного, системного представления о фитоценологии с теоретическими положениями и практическими результатами в изучении растительных сообществ. Результаты обучения: развить способности к критическому мышлению и пониманию современного состояния и тенденции продвижения науки о растительных сообществах; объяснить строение структуру растительного сообщества и основные закономерности взаимосвязи отдельных компонентов в фитоценозе.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. В ходе практики сформировать способности: - критически оценивать научную литературу по тематике научного исследования; - формулировать актуальные научные проблемы, направления, гипотезы исследования; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность: - оценить обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях; -создавать научно-исследовательские продукты, транслировать собственные результаты научных исследований.

Исследовательская практика
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. разработать преподаваемую дисциплину в объеме, достаточном для аналитической оценки, выбора и реализации модуля учебной дисциплины с учетом уровня подготовленности студентов, их потребностей, а также требований ГОСО РК; 2. разработать специфику организации и проведения различных видов занятий в высших учебных заведениях (лекционных, семинарских, лабораторно-практических); 3. применять основные средства оценивания учебных достижений студентов; 4. анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 5. подготовить планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ в соответствии с установленными методологическими и методическими подходами. При изучении практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Ознакомление с целями, задачами и содержанием педагогической практики; составление графика консультаций, видов отчётности сроков их предоставления. Согласование индивидуального плана научно-педагогической практики магистранта.Выполнение учебно-методических заданий, согласованных с руководителем практики. Посещение и анализ учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры. Ознакомление с организацией научной, методической и воспитательной работы (планы, нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс) на факультете/в университете и кафедре.Разработка (не менее 10 занятий) и проведение занятий со студентами. Проведение мероприятий по обозначенным видам деятельности (научно-методические семинары, конференции; научные кружки, воспитательные мероприятия). Подготовка статьи научно-методического характера. Составление отчета по научно-педагогической практике.

Приведены данные за 2019-2022 гг.