Магистратура
Геоботаника

Геоботаника

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Определять содержание, методы и средства учебных занятий в соответствии с целями курса для разработки УМКД и проведения лекционных и практических занятий, осуществляя образовательную деятельность в профессиональных учебных заведениях на основе психолого-педагогических принципов;
2. Анализировать биологические, геоботанические закономерности жизнедеятельности биосистем на основе закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний;
3. Объяснять принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления, интерпретируя новейшие теории и концепции, как подтверждение закономерностей и тенденций развития биологической науки;
4. Классифицировать геоботанические работы в соответствии с нормативно-технической документацией на основе выбора методов и технологий наиболее подходящих к задачам исследования для изучения живых организмов;
5. Анализировать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания, используя для этого новейшие методики, концепции и теории, технологии для решения фундаментальных проблемы в области биологии, геоботаники;
6. Применять знания самосознания науки в ее социально-философских ракурсах, феномена науки, как профессии, социального института и непосредственной производительной силы, раскрывая при этом дисциплинарное самоопределение естественных, общественных и технических наук, их общности и различия, опираясь на научно-техническую и патентную информацию, необходимые для обоснования направления и тематики исследовании;
7. Осуществлять мониторинг природных ресурсов, природопользования, территорий техногенного риска, разрабатывая проекты по сохранению растительного покрова для решения практических задач сельского хозяйства, геоботаники на основе методов биологии, геоботаники;
8. Использовать прикладные программы для решения различных геоботанических задач, выполняя сбор, анализ геоботанических исследований для изучения природно-ресурсного потенциала страны, отдельных регионов и областей в целях рационального природопользования, разрабатывая на основании полученных результатов учебные программы дисциплин для включения их в учебный процесс, предоставляя материал в устной и письменной форме для различных слушателей.
9. Применять практические навыки в области геоботаники в полевых и камеральных условиях, проектируя и осуществляя комплексные исследования на основе научного мировоззрения, освоенных исследовательских технологий в области биологии и биотехнологии;
10. Разрабатывать программу мониторинга для контроля окружающей среды на основе геоботанических исследований, выстраивая научно-исследовательскую деятельность на основе этических и правовых норм в отношениях между людьми и в отношении живых организмов (принципы биоэтики).

Паспорт программы

Название
Геоботаника
Шифр
7M05112
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Геоботанические методы исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов целостное системное представление о геоботанических методах исследований, об основных ее разделах, проблемах в контексте будущей профессиональной деятельности.Дисциплина направлена на составление различных карт (геологическая, гидрогеологическая, почвенная, геоботаническая, комплексная), а также проведение подробного описания территориальных составляющих строительства мелиоративного объекта.

Индикационная геоботаника
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов целостное представление об индикационной геоботанике, как о способе использования растительного покрова в качестве определения условий среды. Дисциплина направлена на демонстрирование знаний о специфике геоботанических индикационных методов исследований, растительности, классифицирование методов составления геоботанических индикационных карт, анализирование закономерностей геоботанической индикации в различных климатических зонах под влиянием природных и антропогенных факторов.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Картографирование
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов навыки нанесения на карту различных контуров, структур, отображающих ареал распространения растительности. Дисциплина направлена на рекогносцировочные обследования территорий, идентифицирование растительных сообществ и нанесение их на карту методом глазомерной съемки, анализирование пространственных распределений сообществ, составление легенд с элементами классификации растительности, оформление карт, расшифровывание карт в полевых условиях.

Мониторинг окружающей среды
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов способность описывать системы мониторинговых объектов окружающей среды с учетом будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на объяснение особенностей методов и средств экологического мониторинга, выбор методов мониторинга объектов окружающей среды и оценку воздействия на окружающую среду, анализ состояния объектов окружающей среды и создание проектов сохранения растительности.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Сохранение биоразнообразия и рациональное использование растительного покрова
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов системное представление о сохранении биологического разнообразия и независимоe критическое мышление о рациональном использовании растительного покрова. Дисциплина направлена на изучение основных проблем сохранения и рационального использования компонентов биологического разнообразия, на разработку стратегии природопользования с учетом возможного ущерба для биоразнообразия, освоение правовой основы сохранения биоразнообразия и методов контроля по изъятию биоресурсов.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Бриология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у магистрантов системное представление о бриологии, ее основных разделах, проблемах и методах будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на классификацию методов систематической идентификации мхов, объяснение анатомо-морфологического строения мохообразных, описание ареала и размещения мхов, для ориентира в многообразии растительного мира.

География растений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов целостное представление о географии растений, об основных проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на критическое мышление и понимание ключевых концепций, изучая основные закономерности распространения растений и их сообществ на Земле, определяемых экологическими и географическими факторами, а также рассматривание главных фитохорий и зональных типов растительности разных климатических поясов.

Картографирование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов навыки нанесения на карту различных контуров, структур, отображающих ареал распространения растительности. Дисциплина направлена на рекогносцировочные обследования территорий, идентифицирование растительных сообществ и нанесение их на карту методом глазомерной съемки, анализирование пространственных распределений сообществ, составление легенд с элементами классификации растительности, оформление карт, расшифровывание карт в полевых условиях.

Ландшафтное проектирование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов системного представления о ландшафтном проектировании, об основных его разделах, проблемах и методах для будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения: демонстрировать знания об основах планирования, стилистики, зонирования и проектирования территории; понимать нормы и правила расчетов при проведении анализа объекта проектирования, особенности формирования композиции и ассортимента объектов ландшафтной архитектуры различных категорий.

Методы изучения структуры и взаимоотношений ценопопуляций в фитоценозе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины cформировать у магистрантов целостное представление о проблемах и методах изучения структуры и взаимоотношений ценопопуляций в фитоценозе. Дисциплина направлена на описание видов возрастных спектров ценопопуляций растений, учитывая их особенности онтогенеза; объяснение специфики определения объема счетной единицы при изучении ценопопуляций растений различных биоморф; классифицирование методов определения выживаемости ценопопуляций.

Популяционная генетика растений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистрантов представление о принципах популяционной генетики организмов, теоретических и практических знаниях, связанных с описанием основных процессов, происходящих в популяциях. Дисциплина направлена на понимание научных знаний по популяционной генетике; демонстрирование знаний о процессахэволюции растений, использование молекулярно-генетических методов для оценки уровня генетического разнообразия в популяциях и видах.

Почвоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов основополагающие знания о биокостной оболочке Земли – почве, как о природном теле, ее образовании, свойствах, развитии и эволюции, закономерностях географического распространения, рационального использования и охраны. Дисциплина направлена на понятие основной закономерности формирования почв и почвенного покрова, а также закономерности зонального распространения почв, освоение методов их изучения.

Растительность лесов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистрантов целостный системный взгляд на растительность лесов, как один из основных компонентов биогеоценоза или экологической системы. Дисциплина направлена на изучение особенностей формирования лесообразования в контексте с будущей профессиональной деятельности, понимание основ классификации лесов; обосновывание важности выбора ассортимента деревьев для озеленения городов и населенных пунктов с учетом их почвенно-климатических условий.

Растительность лугов и пойм рек
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов системные знания о лесных и луговых фитоценозах, их структуре; - показать сложные взаимоотношения между растениями и другими компонентами рассматриваемого биогеоценоза. Дисциплина направлена на освоение непрерывного процесса развития органического мира, на примере смен фитоценозов, а также ознакомление с основными типами лесов и лугов Казахстана и основами лесного хозяйства и луговодства.

Растительность пустынь и степей
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у магистрантов представления о флористических особенностях пустынных и степных растений, усвоить научные основы охраны растительного мира, освоить геоботанические общетеоретические и практические принципы и методы. Дисциплина направлена на развитие навыков умения работать в полевых условиях, используя учебные и лабораторные средства, для освоение современных методов исследования и восстановления природных экосистем.

Сорные растения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов системные знания о сорных растениях, способах их идентификации. Дисциплина направлена на изучение карантинных сорняков с их биологическими особенностями и, паразитических сорняков посевных площадей, умение различать однолетние, двулетние и многолетние сорняки, классификацию методов борьбы с ними и обоснование значения агротехнических мероприятий в их ликвидации.

Сравнительная морфология высших растений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов навык к самостоятельному проведению анатомического и морфологического анализв высших растений, используя количественные и анатомические методы. Предмет направлен на изучение взаимоотношений растений и окружающей среды, их анатомической адаптации к условиям жизни, а также на овладение навыками приготовления анатомических препаратов и проведения эколого-анатомических исследований.

Фитоценология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов целостное, системное представление о фитоценологии, на основании теоретических положений и практических результатов в изучении растительных сообществ. Дисциплина направлена на развитие способности к критическому мышлению и пониманию современного состояния и тенденций к продвижению науки о растительных сообществах; объяснение строения структуры растительных сообществ и основных закономерностей взаимосвязи отдельных компонентов в фитоценозе.

Ядовитые растения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у магистрантов полное представление о многообразии ядовитых растений, их полезных и вредных для природы свойствах в сельском хозяйстве. Дисциплина направлена на изучение основных объектов, используемые в биологии и биотехнологии, описание их среды обитания, предоставление полной информации о ядовитых растениях, ядовитых грибах и лишайниках.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.