Магистратура
Геоэкология и управление природопользованием

Геоэкология и управление природопользованием

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. проводить наблюдения и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов, экологическую экспертизу и аудит хозяйственной деятельности, используя современные методы исследований и экологические нормативы;
2. самостоятельно использовать современные методы исследований, интерпретации и обработки геоэкологической информации при проведении научных изысканий по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений.
3. организовать процедуры государственного экологического контроля и оценки экологического риска техногенных систем с применением современных методов, анализировать результаты оценки и делать вывод о приемлемости риска;
4. составлять схемы оптимального использования природных и техногенных ландшафтов с применением современных методов планирования и прогнозирования;
5. планировать и прогнозировать использование природных ресурсов, анализировать темпы их использования и восстановления и значение для экономики страны;
6. оценивать экологическое состояние природных и техногенных ландшафтов, водных, земельных и минеральных ресурсов, эффективность системы управления ими, разрабатывать мероприятия по их охране и рациональному использованию;
7. разрабатывать комплексные схемы рационального использования природных ресурсов, составлять балансы водопотребления и водоотведения, использования земель и минеральных ресурсов.
8. разрабатывать типовые природоохранные мероприятия, в том числе по переработке отходов, восстановлению нарушенных земель, очистке загрязненных вод и оздоровлению атмосферного воздуха и практические рекомендации по сохранению природной среды;

Паспорт программы

Название
Геоэкология и управление природопользованием
Шифр
7M05209
Факультет
Географии и природопользования

дисциплины

Геоэкологический мониторинг
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей понимать особенности организации мониторинга природных объектов, оценивать их состояние и использовать полученную информацию при разработке природоохранных мероприятий. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. применять теоретические знания для организации мониторинга природных объектов, включающих отбор проб, пробоподготовку, методы и виды исследований; 2. составлять карты-схемы организации мониторинга окружающей среды; 3. обрабатывать и анализировать результаты мониторинга; 4. разрабатывать программы мониторинга окружающей среды при различных видах хозяйственного освоения территорий; 5. проектировать природоохранные мероприятия. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: научные основы экологического мониторинга; классификация видов мониторинга; уровни организации мониторинга; глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС); правовая и нормативная база мониторинга; методы и средства экологического мониторинга окружающей среды; программа мониторинга; наблюдательные сети и объём работ; полевой этап мониторинга; моделирование и прогноз; содержание отчета мониторинга; картографическое обеспечение мониторинга; основные направления мониторинговых исследований; мониторинг состояния отдельных природных сред; мониторинг состояния атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, загрязнения снегового покрова; биологический и медико-геохимический мониторинг; мониторинг природных ресурсов.

Геоэкологическое проектирование
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность организовывать и проводить экологическую оценку, экспертизу хозяйственной деятельности, ОВОС, разрабатывать геоэкологические проекты. В курсе изучаются экологические последствия хозяйственной деятельности, нормативно-правовая база и этапы геоэкологического проектирования, концепция, методология и современные методы проведения экологической оценки и экспертизы, возможности их применения для управления качеством окружающей среды.

Геоэкологическое проектирование (курсовая работа)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность организовывать и проводить экологическую оценку, экспертизу хозяйственной деятельности, ОВОС, разрабатывать геоэкологические проекты. В курсе изучаются экологические последствия хозяйственной деятельности, нормативно-правовая база и этапы геоэкологического проектирования, концепция, методология и современные методы проведения экологической оценки и экспертизы, возможности их применения для управления качеством окружающей среды.

ГИС в мониторинге и инвентаризации природных ресурсов
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность применения современных ГИС-технологий для решения природоохранных задач. В курсе рассматриваются структура, принципы функционирования ГИС, пространственные данные, использование технологии ГИС на разных стадиях управления природными ресурсами: мониторинг и инвентаризация природных ресурсов, анализ и оценка явлений природы, экологической ситуации, прогноз, управление и планирование, охрана и рациональное использование.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Методы геоэкологических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей планировать комплексные исследования природных геосистем, оценивать экологическое состояние природно-антропогенных комплексов и разрабатывать рекомендации их оптимизации. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. формулировать цели и задачи геоэкологических исследований, 2. диагностировать вопросы, связанные с использованием и последствиями трансформации геосистем; 3. организовывать и проводить геоэкологические исследования, поиск аномалий; 4. отбирать, анализировать и интерпретировать полученную информацию для оценки экологического состояния окружающей среды и решения задач в области геоэкологии и природопользования; 5. определять тенденции временного и пространственно развития состояния геосистем в процессе использования природных ресурсов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: объекты и классификация исследований, методологические основы геоэкологических исследований, современные методы проведения исследований (геохимические, геофизические, ландшафтные, гидрогеологические, инженерно-геологические, дистанционные, гидрометеорологические, аэрокосмические, картографические, математические).

Методы ландшафтного планирования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать методологическую основу, принципы и методы ландшафтного планирования, организацию ландшафтного пространства с соблюдением принципов концепции устойчивого развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. собирать ландшафтную информацию на инвентаризационном и оценочном этапах исследования; 2. разрабатывать ландшафтную программу развития территории и создавать ландшафтные планы и другие документы, завершающие ландшафтное планирование; 3. проводить функциональное зонирование территории; 4. анализировать ландшафтную структуру территории по картографическим и дистанционным материалам; 5. проектировать экологический каркас территории. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: ландшафт, его основные социально-экономические функции, теория, методы и технологии ландшафтного планирования; история становления ландшафтного планирования; современные тенденции в ландшафтном планировании; принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов; нормативно-правовая и информационная база создания и реализации ландшафтных планов; методологические основы разработки содержания ландшафтных планов.

Моделирование геосистем
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности использовать многомерные экспертные модели, получать количественную информацию из качественных оценок, картографического материала для выявления формирования геоэкосистем. В курсе изучаются исследование сложных систем, программа компонентного анализа, способы построения целевых функций, применение графовых моделей для анализа динамики геоэкосистем, методы построения оценочных шкал и преобразование картографической информации в количественную.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - формирование у магистрантов компетенций эффективной самостоятельной исследовательской работы, ее организации и планирования. Дисциплина ориентирована на формирование у магистрантов знаний по организации научной и технологической деятельности в современном мире, способности проводить самостоятельные исследования в предметной области, владеть навыками наукометрии, написания научных статей, проектов, патентования результатов исследований.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Современные методы ОВОС, экологическая экспертиза и аудит
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность организовывать и проводить экологическую экспертизу и аудит, оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. планировать, составлять задание на проведение и проводить ОВОС различных видов хозяйственной деятельности; 2. выделять наиболее значимые факторы воздействия на окружающую среду анализируемого объекта экспертизы или аудита и готовить документацию для экологической экспертизы; 3. устанавливать соответствие хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определять допустимость реализации объекта экологической экспертизы; 4. организовывать общественные слушания по ОВОС и взаимодействие с государственным органом экологического регулирования и контроля, с общественными организациями; 5. проводить инженерно-экологические исследования для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности и подготавливать соответствующие частные и сводные экспертные оценки и заключения. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: экологические последствия различных видов хозяйственной деятельности, концепция экологической экспертизы, задачи и принципы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), нормативно-правовая база экологической экспертизы и ОВОС, методологические положения и принципы экологического обоснования хозяйственной деятельности в прединвестиционной и проектной деятельности, современные методы проведения ОВОС, ОВОС различных видов хозяйственной деятельности, процедура проведения государственной экологическоой экспертизы, задачи и роль общественной экологической экспертизы, принципы проведения экологического аудита.

Техногенные системы и экологический риск
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей применять современные методы анализа техногенных систем и экологических рисков, разрабатывать управленческие решения по снижению рисков, обусловленных природными и техногенными факторами. В курсе изучаются происхождение, этапы, механизмы формирования, структура, классификация техногенных систем, направления, масштабы, теоретические и практические аспекты исследования экологических рисков влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Техногенные системы и экологический риск
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей применять методы анализа эколого-экономических рисков, разрабатывать управленческие решения по снижению рисков, обусловленных природными и техногенными факторами. Курс направлен на формирование способности понимать роль техногенных систем как источников кратковременных аварийных и долговременных систематических воздействий на окружающую среду; оценивать последствия воздействия техногенных систем на компоненты окружающей среды.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Геосистемные основы управления природной средой
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование знаний по управлению геосистемами на основе концептуальных моделей природно-хозяйственного комплекса и системной концепции устойчивого развития. В курсе изучаются потребление геосистемных ресурсов, системные концепции устойчивого развития геосистем, масштабы воздействия на них, оптимизация, принципы и модели управления геосистемами, взаимосвязь природных и социально-экономических процессов на примере регионов мира и Казахстана.

Гидрология и гидрогеология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность квалифицированно решать задачирационального использования и охраны водпосредством современных научных знаний и методов исследований в гидрологии и гидрогеологии. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. объяснитьсущность основных гидрологических процессов в гидросфере в целом и в водных объектах разных типов с позиций фундаментальных законов физики; 2. применить на практике генетические и статистические методы определения основных характеристик речного стока 3. определить основные расчетные гидрологические характеристики при наличии, недостаточности и отсутствии данных гидрометрических наблюдений; 4. оценить роль подземных вод различных регионов Казахстана в промышленности, в быту, в сельском хозяйстве и в бальнеологии и хозпитьевом водоснабжении; 5. прогнозировать характер взаимосвязи подземных и поверхностных вод по линиям тока на картах гидроизогипс. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: специфику формирования и практическое значение поверхностных и подземных вод, их ресурсы и состав, фазовые состояния, закономерности пространственного распределения и взаимодействие с окружающими земными оболочками, современные полевые и камеральные методы изучения природных вод, строение подземной гидросферы и зоны надкритического состояния воды.

Зеленые технологии – вектор устойчивого развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность идентифицировать и применять основы «зеленых» технологий в сочетании с целями и факторами устойчивого развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. понимать основные факторы и векторы развития в области «зеленых» технологий, а также их место и значение в реализации целей устойчивого развития в условиях Казахстана; 2. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в области анализа основных зеленых технологий для устойчивого развития выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи 3. анализировать и сопоставлять различные проблемы в области «зеленых» технологий, обобщать результаты и сделать необходимые вывод для практического применения; 4. анализировать тенденции и перспективы развития зеленой технологий на современном этапе; 5. оценивать состояние и перечень комплекса современных «зеленых» технологий и возможности их применения в экономике Казахстана. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: принципы, виды и сферы применения «зеленых технологий» их значение и перспективы в реализации стратегии устойчивого развития, направления современных исследований в области зеленой технологий, основные тенденции, проблемы и перспективы использования инструментов зеленой экономики, «зелёная» экономика как основа инновационного экологического устойчивого развития, экоинновации и «зелёные» технологии для «зелёной» экономики, методология оценки потенциала экологической устойчивости региональной экономики

Зеленые технологии и наилучшие доступные техники
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность оценивать зеленые технологии и наилучшие доступные техники для внедрения в промышленность. В курсе рассматриваются инновационные технологии энергоэффективности производства и возобновляемые источники энергии, вторичная переработка отходов, применение экологически безопасных химических веществ в процессах производства, водосберегающие технологии, биотехнологии в промышленности, зеленые строительные материалы и технологии, цифровые технологии для устойчивого развития.

Индикаторы геоэкологического состояния и устойчивого развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность идентифицировать и применять различные индикаторы для оценки геоэкологического состояния территории различного масштаба, определять численные значение этих показателей. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. определить приоритетные проблемы и потребности национального потенциала в области охраны глобальной окружающей среды при реализации международных экологических конвенций; 2. выражать свою точку зрения по вопросам изменения качества природной среды и учета геоэкологических свойств региона при проектировании хозяйственной деятельности; 3. применять критерии оценки качества природной среды, учет особенностей региональных систем управления природопользованием и факторов, определяющих их формирование; 4. выработать подходы к оценке качества атмосферного воздуха на основе различного рода обобщающих и интегральных показателей, к расчету концентраций загрязняющих веществ, нормированию воздействия предприятий на атмосферу; 5. использовать методы и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на уровне технико-экономического обоснования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: методологические основы систем индикаторов состояния страны и показателей устойчивого развития, формы представления разработки геоэкологических индикаторов и индексов с целью оценки состояния стран и его изменения в результате антропогенной деятельности, механизмы и пути совершенствования комплексных мероприятий по сохранению ландшафтами социально-экономических и экологических функций.

Инновационный менеджмент и планирование в целях «зеленой» экономики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать инновационные стратегии и проекты, выбирать инструменты их осуществления и оценивать эффективность в целях обеспечения перехода к зеленой экономике. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. использовать методы управления проектами, направленные на получение оптимальных результатов и практически использовать методы управления проектами; 2. выбирать оптимальный вариант развития организации в инновационной сфере и проводить экспертизу инновационных проектов с точки зрения инвестиционной привлекательности и экологической безопасности; 3. применять методологические принципы инновационного менеджмента и планирования, возможности их применения для реализации концепции перехода Казахстана к зеленой экономике; 4. анализировать различные факторы и проблемы, находить возможные пути их разрешения при реализации целей зеленой экономики; 5. оценивать перечень современных факторов, препятствующих переходу к зеленой экономике в условиях Казахстана. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: методы и принципы инновационного менеджмента и основы планирования в целях реализации стратегии зеленой экономики, особенности организации инновационной деятельности, организационные формами ее осуществления, инфраструктура инновационных рынков, подходы к поиску инновационных идей.

Методы ландшафтного планирования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать принципы, методы, технологии ландшафтного планирования, применять геохимические методы анализа ландшафтов, организовывать ландшафтное пространство с соблюдением принципов устойчивого развития. В курсе изучаются закономерности рассеяния, концентрирования, миграции химических элементов в ландшафтах, виды, структура, внутренние и внешние связи ландшафтов, их основные функции, методы, технологии, современные тенденции ландшафтного планирования.

Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать механизм формирования экологических нормативов, разрабатывать экосистемные нормативы и анализировать их влияние на снижение загрязнения окружающей среды. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. работать с критериями установки предельно допустимых воздействий на экосистему. 2. оценивать влияние вредных воздействий на окружающую среду и рассчитывать показатели качества компонентов среды; 3. проводить сравнительный анализ и сопоставление подходов к разработке экологических нормативов; 4. разрабатывать документацию по нормированию антропогенного воздействия для хозяйствующих субъектов; 5. прогнозировать загрязнение окружающей среды с использованием санитарно-гигиенических нормативов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: нормирование в природопользовании; классификация нормативов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования; санитарно-гигиеническое нормирование качества окружающей среды; особенности нормирования факторов химической и биологической природы; нормативы качества воздушной среды и водных объектов; нормирование загрязняющих веществ в продуктах питания и продовольственном сырье; нормирование химического и биологического загрязнения почв; нормирование физических факторов окружающей среды; экологическое нормирование состояния экосистем и допустимых нагрузок на них; методы экологического нормирования; нормирование эмиссий в окружающую среду; нормативы обращения с твердыми отходами; снижение загрязнения окружающей среды; нормативы использования природных ресурсов; организационно-экономические нормативы в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Обращение с отходами
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать и анализировать основные технологические схемы и параметры утилизации и переработки твердых отходов в различных отраслях промышленности, процессы хранения и захоронения отходов. В курсе изучаются виды, состав, классификация, паспортизация, токсичность опасных отходов; существующие и перспективные способы и технологические схемы утилизации переработки отходов, экологичные способы захоронения отходов.

Природно-техногенные ландшафты
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность использовать современные методы изучения природно-антропогенных ландшафтов и технологии ландшафтного планирования в целях оптимизации природно-антропогенных ландшафтов. В курсе изучаются: структура, состояние, внутренние и внешние связи природно-техногенного ландшафта, геоэкологические аспекты природно-техногенных систем; приемы управления природно-антропогенными ландшафтами, проблемные вопросы в ландшафтном планировании и проектировании, оценка экологических и социально-экономических последствий изменения геосфер.

Рекультивация и охрана земель
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей разрабатывать мероприятия по рациональному использованию и охране земель, восстановлению продуктивности, повышению плодородия почв. В курсе изучаются причины, источники и последствия негативного воздействия на земли, этапы рекультивации природно-техногенных ландшафтов. Курс формирует основу для применения эффективных технологий улучшения деградированных и восстановления нарушенных земель и вовлечению их в оборот.

Сохранение экосистем суши и изменение климата
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность анализировать и оценивать экосистемы суши, опасные климатические явления и риски для выработки борьбы с негативными последствиями и сохранения биоразнообразия. В курсе изучаются вопросы рационального лесопользования, борьбы с опустыниванием, обращения вспять процесса деградации земель и утраты биоразнообразия, экосистемных услуг, причины и последствия изменения климата, пути решения проблемы потепления.

Технологии защиты окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса: сформировать систему компетенций в области разработки и применения современных технологий защиты окружающей среды, а также проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в природной и окружающей человека средах. В курсе рассматриваются: категории опасности предприятия и их расчет; методы и средства сухой очистки газовоздушных выбросов, рекультивация земель.

Технологии переработки отходов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать и анализировать основные технологические схемы и параметры переработки твердых отходов в различных отраслях промышленности, современные технологии переработки твердых бытовых отходов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. определять класс опасности отходов для окружающей среды, составлять паспорта отходов; 2. рассчитывать технические характеристики аппаратов по переработке отходов; 3. выбирать оптимальные технологии материальной и энергетической переработки отходов и подбирать технологическое оборудование для этих процессов; 4. проводить обследования и оценку экологической деятельности производства в сфере обращения с отходами и разрабатывать рекомендации и предложения по ее совершенствованию; 5. разрабатывать проекты переработки опасных отходов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: виды, состав, классификация, паспортизация, токсичность опасных отходов; основные нормативные документы, подходы к нормированию и способы оценки воздействия отходов на окружающую природную среду и человека; существующие и перспективные способы и технологические схемы переработки промышленных и бытовых отходов, расчет нормативов и лимитов образования отходов, их класса опасности.

Управление водными ресурсами
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать особенности управления водными ресурсами и водохозяйственными комплексами и оценивать водохозяйственную деятельность на территории. В курсе изучаются современное состояние и проблемы водного сектора, законы РК и современные международные принципы в использовании водных ресурсов, планирование управления водными ресурсами, концепции и инструменты управления водными ресурсами на международном, субнациональном (ЕС), национальном и местном уровнях.

Управление земельными ресурсами
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать значимость земельных ресурсов в экономике страны, анализировать механизмы управления земельными ресурсами, применять системный подход при решении задач управления земельными ресурсами. В курсе изучаются теоретические основы и формы управления земельными ресурсами, государственный земельный кадастр, организационно-правовой и экономический механизмы управления земельными ресурсами, информационное обеспечение управления земельными ресурсами.

Управление минерально-сырьевым комплексом
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей анализировать и оценивать проблемы функционирования минерально-сырьевого комплекса на текущем этапе социально-экономического развития страны. В курсе изучаются состояние минерально-сырьевой базы РК и мира, ее использование, динамика и перспективы развития, проблемы ее расширения и рационального использования, основы государственного управления, регулирования и лицензирования недропользования, организация управления минерально-сырьевым комплексом, государственный мониторинг недр.

Устойчивая энергетика и ресурсоэффективность
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность применять чистые и безопасные виды топлива и технологии возобновляемых источников энергии, разрабатывать рациональные модели потребления и производства. В курсе рассматриваются экологически устойчивые современные источники энергии, энергосберегающие практики, технологии и инфраструктура, рациональное освоение и эффективное использование природных ресурсов, химических веществ и отходов на протяжении их жизненного цикла, устойчивые методы производства.

Экологическая устойчивость городов и рациональное водопользование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность анализировать и оценивать экологическую устойчивость городов, системы водоснабжения и водоотведения для принятия защитных мер. В курсе изучаются экологически устойчивая урбанизация и системы водоснабжения, негативное воздействие городов на окружающую среду, эффективное управление, использование ограниченных водных ресурсов, экономные способы орошения и развитие новых источников водных ресурсов, повторное использование сточной воды.

Экологическое регулирование и контроль
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность организовать и проводить экологический контроль, оформлять экологические разрешения, понимать механизм формирования экологических нормативов и разрабатывать их. В курсе изучаются категории, структура и принципы экологического нормирования, лицензирования, технического регулирования, разработки технических регламентов и стандартов в области охраны окружающей среды и программ проверок соблюдения экологического законодательства РК.

Экономические аспекты природопользования (англ.яз.)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать системное представление о взаимодействия окружающей природной среды и социально-экономических сфер жизнедеятельности человека, методах формирования цены на природные ресурсы и компенсации ущерба от загрязнения окружающей среды, экономического стимулирования природопользования в условиях перехода к устойчивому экономическому развитию. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. анализировать проблемы эколого-экономических взаимодействий, подходы к решению этих проблем с учетом существующих теоретических и институциональных ограничений; 2. рассчитывать оптимальный уровень загрязнения, для каждого уровня загрязнения или уровня экономической активности в модели оптимального уровня загрязнения оценивать потери для загрязнителя и для реципиентов; 3. оценивать затраты и выгоды, связанные с загрязнением окружающей среды и его предотвращением, для загрязнителя, общества в целом и регулирующего органа; 4. анализировать последствия различных регулирующих воздействий в модели оптимального уровня загрязнения, выделять сравнительные преимущества и ограничения методов регулирования; 5. выделять позитивные и негативные последствия эксплуатации природных ресурсов в открытых экономиках. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Экономика окружающей среды. Загрязнение и ассимиляционный потенциал. Методологическая основа проблемы загрязнения ОС в экономике окружающей среды. Экономическая оценка экологических благ и ущерба от загрязнения окружающей среды. Эколого-экономическое обоснование хозяйственных решений. Управление загрязнением окружающей среды. Особенности эколого-экономического управления в разных странах. Рента и ограниченность природных ресурсов. Моделирование и экономическая оценка отдельных видов природных ресурсов. Эксплуатация природных ресурсов в условиях открытой экономики. Управление использованием природных ресурсов. Природные ресурсы, окружающая среда и долгосрочные стратегии эколого-экономического развития. Природные ресурсы и система национальных счетов. Устойчивое развитие.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.