Магистратура
Современные технологии в условиях инклюзивного образования

Современные технологии в условиях инклюзивного образования

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать знание теоретико-методологических основ инклюзивного образования на основе усвоения современной личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
2. Применять основные принципы образовательной политики Казахстана и стран мира в области инклюзивного образования на основе государственных документов и нормативно-правовых актов, для выявления стратегий и ценностей, проектирования рекомендаций по инновациям в инклюзивном образовании.
3. Использовать навыки организации психолого-педагогического консультирования в условиях инклюзивной образовательной среды; семейного и индивидуального консультирования в области интерперсональных (в том числе дестко-родительских) отношений.
4.Креативно применять современные и инновационные технологии в инклюзивном образовании для личностного развития детей с особыми образовательными потребностями.
5.Использовать инновационные стратегии, методы и технологии коррекционно-развивающей и реабилитационной деятельности и методы социальной адаптации в условиях инклюзивного образования.
6.Разрабатывать программно-методический инструментарий социально-психологической интеграции лиц с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования на основе глубоких знаний современных концепций и теорий, организации взаимодействия со службами комплексной медико-социальной, психолого-педагогической и правовой поддержки лиц с особыми потребностями и их родителей.
7.Осуществлять работу по организации благоприятной образовательно-развивающей среды для лиц с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования.
8.Реализовывать технологии социальной адаптации и навыков межличностной коммуникации в работе с лицами с особыми образовательными потребностями.
9.Применять технологии социально-психологической реабилитации лиц с особыми потребностями на основе знаний их индивидуально-психологических особенностей и диагностики образовательных потребностей.
10. Разрабатывать новые концепции, модели инклюзивного образования, стратегии их внедрения в систему непрерывного образования РК и выстраивать собственную программу самосовершенствования психолого-педагогической и научно-исследовательской деятельности на основе изучения международного опыта в области инклюзивного образования.

Паспорт программы

Название
Современные технологии в условиях инклюзивного образования
Шифр
7M01103
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Диагностика и клинические исследования в инклюзивном образовании
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетентности в области психологической диагностики и проведения психолого-педагогических исследований. Курс направлен на изучение различных психологических диагностик, выявляющих проблемы детей с особыми потребностями, оснований и факторов их появления. Организацию и проведения диагностических методик, экспериментальных исследований, их обработки и интерпретации результатов.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: изучение закономерностей и тенденций развития истории и философии науки. Курс направлен на раскрытие проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, изучение закономерностей развития науки и структуре научного знания, науки как профессии и социальном институте, реалии современной теории и практики, методологические и методические знания в проведении научного исследования.

Международный опыт подготовки к реализации инклюзивного образования
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование готовности к осознанию современных мировых тенденций в инклюзивном образовании и опыта подготовки специалистов к его реализации на международном уровне. Дисциплина направлена на изучение истории становления и развития национальных систем инклюзивного образования и подготовки специалистов к его реализации, зарубежных моделей организации инклюзивного образования, национальных программ продвижения антидискриминационной политики.

Научные основы психологии инклюзивного образования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научных основ профессиональной готовности к работе в условиях образовательной среды, совершенствование компетенций в области психологии инклюзивного образования, владение технологиями решения образовательных, коррекционно-развивающих задач организации и психологического сопровождения инклюзивной практики и всех участников инклюзивного образовательного процесса, в том числе и членов семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научно-исследовательской культуры специалиста, исследовательской компетенции, а также теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан; основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Профессиональная подготовка для системы инклюзивного образования
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями и о системе профессиональной подготовки кадров для инклюзивной практики в Казахстане, развитие профессионального мировоззрения и научных представлений о сущности инклюзивного образования на различных уровнях системы образования

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Современные технологии инклюзивного образования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:формирование профессиональных компетенций в области обучения, воспитания, развития и коррекции нарушений в условиях инклюзивного образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями на основе современных технологий, рационального выбора и реализации технологий коррекционно-развивающей и реабилитационной работы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с особыми образовательными потребностями.

Стратегии обучения в инклюзивной среде
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:формирование готовности к анализу и поддержке эффективных казахстанских и зарубежных стратегий обучения в инклюзивной практике, способам организации совместной и индивидуальной деятельности детей с особыми потребностями в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями на основе изученных стратегий обучения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Арт-методы в подготовке к организации инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование умений и навыков применения арт-методов в инклюзивном образовании. Курс направлен на организацию инклюзивного образования с использованием современных арт-методов, в зависимости от их эффективного воздействия на детей с особыми потребностями, перспективных направлений в развитии их творческого потенциала

Арт-терапия в инклюзивном образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование профессиональной готовности магистрантов к организации консультативной, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с помощью арт-терапии, к вовлечению детей и подростков в творческий процесс созидания с учетом актуальных потребностей инклюзивного образования, к овладению новыми компетенциями, знаниями смежной отрасли педагогики - арт-педагогики и расширению сферы профессиональной и личностной компетентности за счет освоения арт-терапии

Диагностика учащихся с особыми образовательными потребностями
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:формирование диагностической компетентности будущего специалиста, а также знаний психологических причин формирования болезней, подготовка магистрантов к решению типовых задач в области диагностической и исследовательской деятельности, к проведению клинических исследований на основе знания закономерностей функционирования и развития в норме и при нарушениях.

Инновационные технологии подготовки для инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: овладение основами педагогики инклюзивного и интегрированного образования, инновационными технологиями и процедурами интеграции детей в образовательный процесс с учетом особых потребностей, методами управления инклюзивным процессом на основе инновационных образовательных технологий, а также овладение особенностями реализации технологий обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе с учетом условий инклюзивного образования.

Консультирование и консалтинг в инклюзивной практике
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование компетенций по оказанию консультативной и консалтинговой помощи детям и подросткам с ООП, их родителям и педагогам, работающим с данным контингентом в условиях инклюзивного образования, проведение консалтинговой помощи, в том числе, в составе психолого-медико-педагогического консилиума учреждения.

Концепции и теории инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: освоение концептуально-теоретических основ и гуманистической идеи инклюзивного образования как формы расширения образовательного пространства для всех категорий обучающихся, создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями в системе общего образования для реализации основных концептуальных идей в инклюзивном образовании.

Методология инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов собственного, методологически выверенного понимания проблематики инклюзивного образования, освоение методологии, теории, организации исследования в области инклюзивного образования и компетенций в решении профессиональных задач на основе освоения методологии инклюзивного образования.

Мониторинг и экспертиза в контексте инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование компетенций оценки готовности образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода для эффективного управления процессом внедрения и развития инклюзивной практики, о процессах и результатах качественных изменений, об эффективности процессов инклюзии в образовании и овладение процедурой мониторинга, экспертизы и оценки качественных и динамических изменений в инклюзивном образовании.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование компетенций в применении нормативно-правовых основ инклюзивного образования. Развитие знания и понимания законов, международных документов о защите прав детей с проблемами в развитии и документов, регулирующих инклюзивное образование на территории РК, основных принципов, обеспечивающих защиту прав субъектов инклюзивного образования

Реабилитационная работа в условиях инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в организации реабилитационной работы в условиях инклюзивного образования с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности, а также определение направления реабилитационной помощи по оптимизации психической деятельности индивида, отбор методов и методик сбора данных, овладение процедурами психологической социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями средствами реабилитации.

Современные технологии инклюзивного образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование умений и навыков применения современных технологий в инклюзивном образовании и воспитательном процессе инклюзивной школы. Курс направлен на изучение современных технологий, используемых в учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми потребностями, с пониманием их возрастных особенностей, психофизиологических нарушений, потребностей и возможностей.

Сотрудничество семьи и школы в инклюзивном пространстве
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование понимания сущности инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в контексте сотрудничества семьи и школы, готовности к организации взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса. Изучение опыта казахстанской и зарубежной педагогики в реализации сотрудничества семьи и школы, а также использование разнообразных форм и методов работы школы с родителями и социумом.

Социальная терапия в инклюзивном пространстве
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:овладение технологиями социальной терапии для решения нравственно-психологических проблем жизнедеятельности людей, оказания им конкретной, адекватной помощи. Дисциплина направлена на введение в социальную терапию; изучение видов и форм проведения социальной терапии, их психотерапевтического воздействия на организацию работы с применением социально-терапевтических средств и применение социальной терапии при психофизических нарушениях

Стратегии обучения в инклюзивной среде
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование готовности к анализу и поддержке эффективных казахстанских и зарубежных стратегий обучения в инклюзивной практике, способам организации совместной и индивидуальной деятельности детей с особыми потребностями в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями на основе изученных стратегий обучения.

Телесно-ориентированная терапия в инклюзивной практике
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обучение педагогов-психологов методам и техникам, направленным на интеграцию телесных практик с разнообразными группами людей, включая людей с особыми потребностями, а также основным принципам телесно-ориентированной терапии, таким как осознанность тела, дыхательные техники, работа с мышечным напряжением и эмоциональным высвобождением в инклюзивной практике.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.