Магистратура
Казахская филология

Казахская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1. Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.
РО 2. Освоить концепцию теории, истории языка и литературы на основе закономерностей казахской филологии. Применять когнитивные результаты как средства компетенции в оценивани активных процессов, междисциплинарных актуальных проблем.
РО 3. Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний. Оценить преимуществ и недостатков современного исследования, найти технологического решения.
РО 4. Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, на национальные ценности, на принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность).
РО 5. Владеть теоретико-методологическими основами направлении языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функционалды стилистика и т.п. Представить проектов по актуальным научно-теоретическим темам. Участвовать в коллективных исследовательских работах.
РО 6. Умение применять иностранный язык в качестве средства общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.
РО 7. Дифференцировать синхроническую характеристику языка с позиций диахронии с опорой на фундаментальные филологические знания. Участвовать в составлении словаря с применением сравнительно-исторического, этимологического, типологического методов исследования.
РО 8. Выбрать приоритетные темы для области СМИ, для информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников. Систематизировать информацию для специальной целевой аудиторий. При редакции материала примененить методов, полностью раскрываюших содержание авторской задумки, корректировать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, обработать в соответствии с публицистическим стилем.
РО 9. Анализировать выводов Алашских исследователей связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.
РО 10. Рассмотреть национального кода как основу, первоисточника национальных ценностей, провести комплексного когнитивного анализа его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.
РО 11 Усвоив психологию управления быть менеджером в области образования и науки. В управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога рассматреть и оценить языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами.
РО 12 Осуществить профессиональную педагогическую деятельность в учреждениях образования: проведение лекций, семинаров, практических занятий, определение предмета дисциплины, правильный выбор инновационных технологий преподавания, планирование и организация самостоятельной работы обучающихся.
РО 13. Комплексно анализировать автобиографических, творческих изысканий великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проведение научного исследования по данному вопросу. Критический осмысливать современных методов анализа в вопросах исследования литературных произведений.
РО 14. Дифференцировать тенденции исследования структуры национальной литературы и художественно-эстетических особенностей, философско-методологических проблем. Анализировать художественного произведения как феномена культуры, рассмотреть литературного произведения как аксиологии общечеловеческих ценностей.

Паспорт программы

Название
Казахская филология
Шифр
7M02319
Факультет
Филологический

дисциплины

Академический дискурс
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способности понимания и анализа системных характеристик академического дискурса, включающих его общие дискурсивные, родовые и видовые институциональные признаки. Дисциплина направлена на изучение академического дискурса как одного из типов дискурса, его системообразующих признаков, проявлений в речи.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Национальный паремиологический фонд: генезис и прагматика
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – определить место фразеологии в системе языка; выявить своеобразие фразеологических единиц среди других языковых единиц. Задачи курса – определить черты, сближающие фразеологические единицы с языковыми единицами других уровней (словом, словосочетанием и предложением), а также черты, разграничивающие их; - описать фразеологический фрагмент языковой картины мира - выявить особенности функционирования фразеологических единиц в речи; - увеличить лексико-фразеологический запас магистрантов.

Организация и планирование научного исследования
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность критически применять новейшие исследовательские методы и приемы в области социологии и гуманитарных наук. Будут рассмотрены: новые методы в научных исследованиях для научных выводов; сочетание филологических методов анализа художественного текста с фундаментальными научными исследованиями; подготовка и оценка проектов фундаментальных и прикладных исследований.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – овладение магистрантами, обучающимися по специальности филология, системой теоретических и методических знаний в области организации и планирования научно-исследовательской работы. Обучение организации этапов исследования, разъяснению и техническому оформлению проведения научного поиска по магистерской диссертации. А также освоение основ теории информационного поиска и методов написания статей в научных и рекомендованных ВАК журналах, докладов на конференциях.

Основы казахской орфографии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование представлений о принципах современной казахской орфографии, свободных и строгих нормах орфографии, соотношении орфографии и орфоэпии. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение фонологическими основами казахской орфографии; выявление основных проблем современной казахской орфографии; формирование собственного мышления, мнения, сопоставляя правил правописания казахской письменности на основе кириллической и латинской графики.

Основы пунктуации казахского языка
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – овладение пунктуационной нормой казахского языка, местами постановки всех знаков препинания опираясь на логические, грамматические, интонационные принципы. Рассматриваются следующие вопросы: повышение пунктуационной грамотности в письме, чтении; формировать системные знания для правильного понимания написанной мысли и ее деталей с помощью знаков препинания; знать места употребления знаков и сущность каждого знака препинания; а также учить владеть логико-грамматическими принципами и знать функции синтаксических единиц.

Памятники средневековой письменности: графика и текстоведение
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – ознакомление с видами и графикой памятников средневековой письменности, овладение лингвотекстологическим анализом рукописей. Будут рассмотрены следующие вопросы: изучение лингвотекстологического (графический, фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) анализа путем сопоставления нескольких списков средневекового письменного памятника; интерпретирования причин лингвистических отклонений; обладание способностью выявлять различия между списками.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Алфавит и графика древнетюркской письменности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование теоретических знаний об алфавите и графических особенностях древнетюркской письменности. Будут рассмотрены следующие вопросы: освоение составом древнетюркского алфавита, графическими особенностями букв; определение систем и причин орфографирования гласных; ознакомления с двойной системой в обозначении согласных; знания о тюркском сингармонизме.

Алфавит и графика тюркских языков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать научно-теоретическое представление об алфавите и графике, правописании тюркских языков на основе кириллической и латинской графики. Будут рассмотрены следующие вопросы: освоение содержания букв и состава алфавитов тюркских языков, их особенностей; анализ фонем, графем, буквенных соотношений; формирование знаний по изучению истории и правописания алфавита.

Ареальная лингвистика казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать знания об основных теоретических и методических подходах в изучении ареальной лингвистики. Будут рассмотрены следующие вопросы: цель-задачи и направлений ареальной лингвистики; методы исследования, история развития; основные концепций пространственного распространения языковых явлений; особенности формирования языковых ареалов и зон; методика интерпретации различных языковых изоглоссов с точки зрения диахронного и синхронного аспектов.

Ахмедоведение и письменность «төте»
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать навыки чтения и письма «тоте жазу» Ахмета Байтурсынова. Будут рассмотрены следующие вопросы: формирование знаний о теории письма Ахмета Байтурсынова (этапы развития, становления); обучение письму «төте» на академическом уровне; освоение причин употребления букв, обозначающих гласные и согласные звуки.

История казахской графемологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать системное знание по исторической графемологии казахского языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: освоение фонетико-фонологическими, графемологическими историческими основами казахской письменности; анализ многовековой грамматологической структурой казахской письменности; формирование системной графо-орфографических знаний в зависимости от алфавита и видов графики.

История казахской лексикографии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать знания о развитии и становлении казахской лексикографии. Будут рассмотрены следующие вопросы: изучение классификации словарей исторического направления, послуживших основой формирования казахской лексикографии; освоение структуры исторической словарной статьи, семантических принципов интерпретации древних, старых, заимствованных слов; анализ современных казахских словарей на основе методами и принципами лексикографии.

Казахский алфавит и орфография на основе латиницы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – овладение новыми нормами казахского алфавита и орфографии, основанными на латинской графике. Будут рассмотрены следующие вопросы: дифференциация фонетико-фонологических особенностей, грамматологических принципов латинографической казахской письменности; различение содержания и типа каждой буквы в алфавите; углубленное изучение новых орфографических, орфоэпических норм казахского языка.

Кыпчаковедение: историко-сравнительный лингвистический аспект
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование лингвистических систематических знаний о старых и современных кыпчакских языках. Рассматриваются следующие вопросы: систематическое образование о месте кыпчакских языков в системе тюркских языков, изучении памятников старокипчакской письменности; определение преемственности с древними и современными кыпчакскими языками посредством сравнительно-исторического анализа; изучение сходства и специфики современных кыпчакских языков.

Лингвистика устной речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование представлений об особенностях фонетического, морфологического, синтаксического, лексикологического уровней казахской устной речи, о сходстве и различии письменной и устной речи. Дисциплина направлена способствовать формированию коммуникативной компетентности будущего специалиста, т.е. повысить его общую речевую культуру, усовершенствовать владение нормами современного казахского устного языка, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения, навыки правильной публичной речи.

Лингвостилистика и современный анализ художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование навыков современного лингвостилистического анализа казахских художественных текстов с предоставлением фундаментальных знаний о путях и методах изучения лингвостилистики. В ходе дисциплины магистрант будет знать: теорию и практику казахской и мировой лингвостилистики; причины своеобразия анализа казахских художественных текстов; сформирует навык анализа современного художественного текста.

Структура и прагматика традиционной казахской речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – овладение знаниями о национальных традициях казахской речи, о структуре и прагматике казахского мыслеизречения, сформировать способность овладеть навыками лингвостилистического анализа текстов. В результате магистрант: сформирует знания о структуре, системе, норме и стиле традиционного казахского мыслеизречения; овладеет навыками лингвостилистического анализа текстов, соответствующих грамматическим, логическим, стилевым, этическим нормам языка; сформирует компетенции по оценке казахской публичной речи.

Язык первых казахских газет
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать навыки работы с периодическими изданиями первыми газетами как письменным наследием. Будут рассмотрены следующие вопросы: ознакомление с исследованием изданий Дала уалаяты газеті, Түркістан уалаяты газеті; выявление причин наличия лексико-грамматических особенностей в первых газетах, анализ преемственности между первыми казахскими газетами и языком современных периодических изданий.

Язык поэзии жырауов XV-XVIII вв.
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование представлений о казахской поэзии ХV-ХVІІІ вв., как культурного наследия, а также стилевых, лексико-грамматических, композиционных особенностей, общих для поэзии как категории, формирующей понятие устного литературного языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: употребление стилистических особенностей, грамматических форм каждого жырау ХV-ХVІІІ вв.; причины семантического изменения лексических единиц, образных слов.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.