Магистратура
Менеджмент качества в здравоохранении

Менеджмент качества в здравоохранении

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр медицинских наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания основных мировоззренческих проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе развития
2. Реализовывать педагогические и психологические навыки высшей школы в практической деятельности, анализировать и оценивать новые методы преподавания, обучения и оценки для дальнейшего использования в обучении, в том числе и на иностранном языке.
3. Применять психологические методы воздействия и средства коммуникационного общения для управления человеческими ресурсами и решения конфликтных ситуаций в здравоохранении и постоянно развивать профессиональные навыки и навыки критического мышления.
4. Реализовывать новейшие стратегии планирования, организации технологий для управления и улучшения качества медицинской помощи в организациях здравоохранения
5. Проявлять лидерство в продвижении социальных и междисциплинарных инноваций в организациях здравоохранения для улучшения системы здравоохранения
6. Применять инструменты и методы менеджмента в организации оказания медицинской помощи и использовать принципы проектного менеджмента для развития качества в области здравоохранения
7. Использовать методологию научных исследований при работе с научными базами данных для анализа, оценивания результатов научного исследования и для прогнозирования возможных рисков и путей решения исследовательских задач
8. Проводить обработку и интерпретацию статистических данных с применением современных цифровых технологий при проведении анализа качества медицинских услуг и исследований в здравоохранении
9. Анализировать финансовую и экономическую деятельности медицинской организации, необходимых для принятия обоснованных решений по улучшению качества медицинских услуг и оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия
10. Владеть инструментами и методами непрерывного управления качеством, проводит мониторинг оценки качества оказываемой медицинской помощи и безопасности пациентов в системе здравоохранения, в том числе и через систему проведения аккредитации

Паспорт программы

Название
Менеджмент качества в здравоохранении
Шифр
7M10123
Факультет
Медицины и здравоохранения

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Методология качества в здравоохранении
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Качество услуг как объект управления. 8 рекомендуемых компонентов национальной стратегии/политики по качеству. Методы (интервенции) улучшения качества: семь областей воздействия, рекомендуемых ВОЗ. Система менеджмента качества стандарт ISO 9001:2008. Организация и методология проведения внутренней и внешней экспертизы качества. Объединенная Комиссия по качеству медицинских услуг. Цели, задачи, роль в обеспечение качества медицинских услуг

Методология научных исследований и биостатистика
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Определение научного исследования. Виды исследований в здравоохранении: фундаментальные/прикладные, качественные/количественные. Этапы проведения научного исследования. Формулирование научной новизны и практической значимости. Основные вопросы, определяющие дизайн исследования. Методики проведения теоретических и экспериментальных исследований. Основы участия в научных проектах, подачи заявки на грант. Биостатистика. Представление данных. Описательная статистика. Основы проверки статистических гипотез. Аналитическая статистика.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Организация управления качеством
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Качество услуг как объект управления. 8 рекомендуемых компонентов национальной стратегии/политики по качеству. Методы (интервенции) улучшения качества: семь областей воздействия, рекомендуемых ВОЗ. Система менеджмента качества стандарт ISO 9001:2008. Организация и методология проведения внутренней и внешней экспертизы качества. Объединенная Комиссия по качеству медицинских услуг. Цели, задачи, роль в обеспечение качества медицинских услуг.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Предпринимательство в здравоохранении
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Сущность и функции предпринимательства в здравоохранении. Организационно - правовые формы в сфере здравоохранения. Механизм создания малых предприятий в здравоохранении. Государственное регулирование деятельности субъектов малого предприниматель ства в здравоохранении. Экономика и эффективность бизнеса в здравоохранении

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Экономика и финансирование в системе здравоохранения
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Основные фонды и оборотный капитал медицинской организации. Учет, анализ расходов и доходов. Принципы и методы распределения затрат. Постоянные и переменные расходы. Источники финансирования. Финансовое обеспечение государственного объема бесплатной медицинской помощи. Способы оплаты медицинских услуг. Структура тарифа медицинской услуги и методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Инструменты и методы непрерывного управления качеством в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Принципы, стратегии, методология внедрения ТQM (всеобщий менеджмент качества). Применение цикла Шухарта-Деминга - PDCA (планирование-действие-проверка-корректировка), разделяющая управление качеством на 4 стадии. Применение модели Донабедиана, оценка качества услуг: структуры, процесса, результата. Диаграмма Ишикавы - причинно-следственный анализ факторов, влияющих на качество оказываемых услуг. График Парето, определяющий причины, вызывающие наибольшее количество проблем в области качества. Анализ корневых причин, основные инструменты анализа инцидента.

Лидерство в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Стили лидера. Отношения управления менеджера и лидера. Делегирование, ответственность и полномочия в здравоохранения. Лидерство и управление: теории лидерства. Поведенческие теории лидерства. Ситуационные теории лидерства. Теория группового лидерства. Транзакционный и трансформационный подходы к лидерству в системе здравоохраннеия.

Междисциплинарные команды в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Понятие междисциплинарной команды в здравоохранении. Разница между мультидисциплинарной и междисциплинарной командами. Основные функции, этапы становления и проблемы междисциплинарной команды. Организация деятельности междисциплинарной команды. Делопроизводство. Основные требования к участнику междисциплинарной команды. Куратор-координатор междисциплинарной команды. Супервизия в междисциплинарном взаимодействии. Правила проведения командной супервизии. Этапы социальной реабилитации с привлечением междисциплинарной команды.

Менеджмент в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Введение в менеджмент. Научные школы и направления в менеджменте. Цикл процесса управления и функции менеджмента. Организации как объект управления. Типы организационных структур медицинских организаций. Виды и методы управления. Менеджер организации: управление временем (тайм менеджмент) и собой (персональный менеджмент). Организационная культура и управление изменениями в системе здравоохранения

Менеджмент и лидерство в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Введение в медицинский менеджмент. Функции менеджера здравоохранения. Стили руководителя. Отношения управления менеджера и лидера. Делегирование, ответственность и полномочия. Лидерство и управление: теории лидерства. Поведенческие теории лидерства. Ситуационные теории лидерства. Теория группового лидерства. Транзакционный и трансформационный подходы к лидерству.

Менеджмент качества в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Понятие качества. Система менеджмента качества: эволюция, понятия, принципы. Система менеджмента качества стандарт ISO 9001:2008. Отечественный и международный опыт. Нормативное регулирование субъектов здравоохранения. Правила организации внешней и внутренней экспертизы качества медицинских услуг в РК.

Методы обучения и оценки в системе здравоохранения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Принципы организации последипломного и непрерывного профессионального развития в области здравоохранения. Концепция непрерывного образования – обучение в течение всей жизни (lifelong learning). Особенности обучения взрослых. Методы обучения и оценивания знаний в системе здравоохранения.

Методы преподавания и оценки коммуникативных навыков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Основные навыки коммуникации: применение навыков установления контакта, сбора информации, активного слушания, комментирования, информирования и применение эмпатии при общении с пациентом. Построение коммуникаций в трудовом коллективе.

Мониторинг качества медицинской помощи через систему аккредитации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Система аккредитации в РК. Национальные стандарты аккредитации, структура. Принципы, методы оценки, доказательства. Методология «трейсер» в медицинской организации. Основы международной аккредитации JCI. Структура руководства JCI. Стандарты, ориентированные на пациентов. Доступность и непрерывность оказания медицинской помощи. Пациентоцентрированная помощь. Стандарты управления медицинской организацией. Структура требований (примеры). Стандарты операционных процедур правила разработки, утверждения и применения.

Принципы обучения взрослой аудитории
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Особенности обучения взрослых: андрагогика на практике. Отличия андрогогики от педагогики. Принципы обучения взрослых. Мотивация к обучению. Применение принципов обучения взрослых на практике. Ориентация на применение знаний. Методы обучения взрослых: как чередовать теорию с практикой

Проектный менеджмент в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Основы управления проектами в области здравоохранения. Проектная терминология. Цели проекта. Основные проектные документы. Анализ требований к проекту. Календарный план проекта. Структура затрат, разработка сметы и бюджета проекта. Управление рисками и изменениями проекта области здравоохранения.

Стратегическое планирование в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Концепция стратегического менеджмента. Этапы стратегического управления. Модель процесса стратегического управления. Синтез внутренних стратегических факторов. Понятие и сущность стратегии. Типы стратегий. Стратегический анализ внешней и внутренней среды территорий. Технология процесса стратегического управления организациями в сфере здравоохранения. Реализация стратегии и контроль за ее исполнением.

Стратегическое управление в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Концепция стратегического менеджмента. Этапы стратегического управления. Модель процесса стратегического управления. Синтез внутренних стратегических факторов. Понятие и сущность стратегии. Типы стратегий. Стратегический анализ внешней и внутренней среды территорий. Технология процесса стратегического управления организациями в сфере здравоохранения. Реализация стратегии и контроль за ее исполнением

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Понятия конфликта и стресса. Управление конфликтами, стрессами. Поведение индивида в конфликтной ситуации. Традиционные стратегии поведения в конфликтах. Эффективные стратегии поведения в конфликте. Соперничество. Приспособление. Избегание. Компромисс. Сотрудничество. Выбор стратегии поведения в конфликте.

Управление человеческими ресурсами в здравоохранении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Совершенствования систем оценки персонала, особенности использования cистемы KPI, повышения производительности труда, рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов; развитие персонала; создания организационных и экономических условий для эффективной работы, повышения профессиональной компетентности работников; методы мотивации.

Экспертиза медицинских услуг
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: использовать процесс оценки качества, эффективности и безопасности медицинской помощи, предоставляемой пациентам. Оценка соответствия предоставляемых медицинских услуг установленным стандартам и протоколам. Обеспечение справедливого и качественного лечения для всех пациентов. Идентификация системных проблем и их решение. Оценка рациональности использования ресурсов здравоохранения

Этика и деонтология на рабочем месте
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Понятие этики и деонтологии в здравоохранении. Принципы этики и деонтологии в здравоохранении: принцип полноты медицинской помощи, принцип автономии, принцип справедливости, принцип милосердия. Правила выстраивания отношений. Этика и деонтология: решение проблем

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.