Магистратура
Репродуктивная генетика

Репродуктивная генетика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО1. Анализировать генетические закономерности эмбрионального развития человека на молекулярном, клеточном, организменном уровнях;
РО2. Интерпретировать причины и механизмы возникновения молекулярно-генетической и эпигенетической изменчивости;
РО3. Использовать молекулярно-генетические методы для диагностики нарушения развития эмбриона и плода;
РО4. Определять генетические факторы женского и мужского бесплодия с использованием молекулярно-генетических методов;
РО5. Применять методы вспомогательных репродуктивных технологий (преимплантационного генетического тестирования, интрацитоплазматической инъекции сперматозоида, экстракорпорального оплодотворения, и др.) для решения проблемы бесплодия;
РО6. Разрабатывать практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов анализа;
РО7. Анализировать научно-техническую и патентную информацию по тематике исследования с использованием информационных технологий;
РО8. Разрабатывать и внедрять в учебный процесс теоретические и прикладные дисциплины на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения;
РО9. Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе анализа фундаментальных и прикладных проблем в области репродуктивной генетики;
РО10. Планировать профессиональную деятельность с учетом этических и правовых норм и принципов биоэтики;
РО11. Разрабатывать план научно-исследовательской работы и представлять научной общественности результаты самостоятельного исследования;
РО12. Повышать профессиональное и личностное самообразование и уметь работать в команде.

Паспорт программы

Название
Репродуктивная генетика
Шифр
7M05119
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Вспомогательные репродуктивные технологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ), применяемых при бесплодии человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: внутриматочная инсеминация спермой, интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов (ICSI), экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), вспомогательный хетчинг, криоконсервация яйцеклеток, сперматозоидов и эмбрионов, преимплантационная генетическая диагностика и др; показания и противопоказания к ВРТ, основные риски ВРТ.

Генетика бесплодия
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о генетических факторах и механизмах развития женского и мужского бесплодия. Будут рассмотрены следующие аспекты: клиника женского и мужского бесплодия; генетические причины женского бесплодия; генетические причины мужского бесплодия; молекулярно-генетические методы диагностики бесплодия; мутации в генах CFTR, AZF, AR, SRY; численные и структурные хромосомные аномалии при бесплодии.

Генетика бесплодия и вспомогательные репродуктивные технологии
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать генетические причины формирования женского и мужского бесплодия. Будут рассмотрены следующие аспекты: молекулярно-генетические методы диагностики бесплодия; мутации в генах CFTR, AZF, AR, SRY; численные и структурные хромосомные аномалии при бесплодии; вспомогательные репродуктивные технологий (внутриматочная инсеминация, ИКСИ, ЭКО, вспомогательный хетчинг, криоконсервация и др.).

Геномика и молекулярная диагностика
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать содержание, организацию, реализацию геномной информации и применять методы молекулярной диагностики генетических болезней. Будут рассмотрены следующие аспекты: структура, организация, уровни функционирования, стабильности и полиморфизма геномов; методы молекулярной диагностики (выделение ДНК, ПЦР-анализ, электрофорез ДНК); анализ полученных результатов с помощью биоинформационных технологий.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

Информационные технологии в генетике
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать компьютерные программы для статистического анализа базы клинико-лабораторных данных. Будут рассмотрены следующие аспекты: методические приемы статистики в генетике и биомедицине; статистический анализ данных с помощью программного обеспечения (Statistica, SPSS, STATA) и языков программирования (R, Python), использование искусственного интеллекта для интерпретации данных.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Клеточная и генная инженерия
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения клеточной и генной инженерии по редактированию генома эмбриона. Будут рассмотрены следующие аспекты: способы создания диагностических препаратов для обнаружения генетических аномалий эмбриона, применение технологии CRISPR/Cas9 для терапии наследственных заболеваний и бесплодия; методы культивирования эмбрионов, стволовых клеток.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является: сформировать способность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач и осуществление контроля учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в области биологического образования. Рассматриваются следующие вопросы: учебно-исследовательская деятельность; умения и компетентность; модели методики развития исследовательских умений учащихся при обучении биологии; особенности организации и планирования научно-методических работ учащихся.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Биология размножения и генетика развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы размножения и генетические закономерности развития организма. Будут рассмотрены следующие аспекты: формирование и развитие половой системы человека, механизмы оплодотворения и гаметогенеза; генетические механизмы развития эмбриона; генетические подходы и методы изучения эмбриогенетических и онтогенетических механизмов развития; общие закономерности генетической регуляции индивидуального развития.

Геном человека и протеомика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать данные, полученные в результате секвенирования генома человека для конкретных научно-исследовательских задач. Будут рассмотрены следующие аспекты: методы получения биологической информации (секвенирование, микро-чипы, масс-спектрометрия), базы данных биологической информации (GenBank, UniProt, Ensembl и др.); методы анализа геномных, метагеномных, транскриптомных, протеомных данных; компьютерные средства визуализации анализа нуклеотидных последовательностей.

Иммуногенетика и репродукция человека
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о молекулярно-генетических основах иммунитета. Будут рассмотрены следующие аспекты: клеточный и гуморальный иммунитет; иммуноглобулины, генетика антигенов; молекулярно-генетические методы определения наследственных факторов иммунитета; наследование системы группы крови АВО; резус-фактор (Rh); главный комплекс гистосовместимости человека (MHC); система HLA у супружеских пар при бесплодии; иммуногенетика беременности и токсикозов.

Иммуногенетика и фармакогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать молекулярно-генетические основы иммунитета и индивидуальную вариабельность эффектов лекарственных средств. Будут рассмотрены следующие аспекты: молекулярно-генетические методы определения наследственных факторов иммунитета в зависимости от индивидуальной реакции организма на лекарственные средства; возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента.

Информационные технологии в генетике
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать компьютерные программы для статистического анализа базы клинико-лабораторных данных. Будут рассмотрены следующие аспекты: методические приемы статистики в генетике и биомедицине; статистический анализ данных с помощью программного обеспечения (Statistica, SPSS, STATA) и языков программирования (R, Python); определение статистической значимости различий сравниваемых данных и интерпретация полученных результатов.

Клиническая генетика и биоэтика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать закономерности проявления наследственных патологий и генетических причин бесплодия. Будут рассмотрены следующие аспекты: молекулярные, биохимические, цитологические основы генетических болезней; составление родословной для определения типа наследования заболевания; вклад наследственного фактора в популяционную частоту проявления патологии; способы профилактики, диагностики и лечения наследственных болезней; принципы биоэтики в клинической генетике.

Молекулярная цитогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать хромосомные аномалии при использовании молекулярно-цитогенетических методов исследования. Будут рассмотрены следующие аспекты: структурно-функциональные особенности хромосом человека; механизмы взаимодействия молекулярных компонентов хромосомы; механизмы формирования системных мутаций в результате реорганизации хромосом; молекулярно-цитогенетические методы (FISH, SKY, РСR и микроматричного анализа хромосом) для диагностики наследственных болезней и бесплодия.

Мутагенез и эпигенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать закономерности мутагенеза и эпигенетического наследования. Будут рассмотрены следующие аспекты: теоретические и экспериментальные основы мутационного процесса; причины наследственных патологий; закономерности эпигенетического наследования и эпигенетические механизмы дифференцировки эмбриональных стволовых клеток; механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; эпигенетические аспекты бесплодия.

Психосоматика бесплодия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о влиянии психологических факторов на течение, исход репродуктивной функции человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: биосоциальная природа человека; психосоматическое единство; теории происхождения психосоматических расстройств; наследственность и преморбидные особенности личности; психосоматическая проблема бесплодия у женщин и мужчин; психосоматические механизмы идиопатического бесплодия; патогенез заболевания; профилактика, диагностика и лечение психологического бесплодия.

Репродуктивная биология и эмбриогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о развитии и проявлении репродуктивных функций человека в онтогенезе и о генетических закономерностях эмбрионального развития. Будут рассмотрены следующие аспекты: формирование и развитие половой системы человека, механизмы оплодотворения и гаметогенеза; детерминация пола; генетические механизмы развития эмбриона; генетические подходы и методы изучения репродуктивных функций и развития эмбриона и плода.

Репродуктивная психология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания об основах психологии репродуктивной сферы человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: перинатальная психология; психология материнства; психофизиологические механизмы репродуктивной сферы; психосоматические особенности репродуктивной сферы; основные положения психологии репродуктивной сферы; психологические факторы нарушений репродуктивного здоровья; задачи психологической работы с проблемами репродуктивной сферы; перинатальная и репродуктивная психотерапия.

Репродуктивная эндокринология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания об основах репродуктивной эндокринологии человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: влияние половых гормонов на формирование репродуктивной системы по женскому или мужскому типу; причины и генетические механизмы нарушений полового развития; эндокринные болезни репродуктивной системы мужчин и женщин; гормональное тестирование; роль генетики в репродуктивной эндокринологии.

Репродуктивная эндокринология и психология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать влияние половых гормонов и психологических аспектов в осуществлении репродуктивной функции, включая проблемы нарушения репродуктивного здоровья. Будут рассмотрены следующие аспекты: причины и механизмы типичных нарушений полового развития и заболеваний половых органов; возможные психологические причины нарушений репродуктивного здоровья; интерпретация результатов гормонального тестирования при диагностике эндокринных репродуктивных нарушений.

Репродуктивное здоровье человека
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о репродуктивном здоровье человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: стратегия ВОЗ в области репродуктивного здоровья; репродуктивное здоровье молодежи и подростков; планирование семьи и репродуктивное здоровье; инфекции, передаваемые половым путем; профилактика репродуктивного здоровья; безопасный аборт; права человека на репродуктивное здоровье; роль семьи и государства в сохранении репродуктивного здоровья населения.

Сигнальные механизмы репродукции человека
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать сигнальные взаимодействия при реализации репродуктивной функции человека. Будут рассмотрены следующие аспекты: первичные мессенджеры (гормоны, цитокины, нейротрансмиттеры, факторы роста); рецепторные белки, их лиганды; вторичные мессенджеры (кальций, оксид азота и др.); методы и механизмы сигнальной трансдукции; модели и проекты коммерциализации сигналомики; сигнальные системы регуляции репродуктивной функции человека.

Тератогенез и эпигенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать закономерности тератогенеза и эпигенетического наследования. Будут рассмотрены следующие аспекты: теоретические и экспериментальные основы мутационного процесса; причины наследственных патологий; закономерности эпигенетического наследования и эпигенетические механизмы дифференцировки эмбриональных стволовых клеток; механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; эпигенетические аспекты бесплодия.

Фармакогенетика и репродукция человека
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о молекулярно-генетических основах фармакогенетики. Будут рассмотрены следующие аспекты: фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств при лечении бесплодия; полиморфизм генов ферментов, метаболизирующих лекарственных средств; полиморфизм генов белков-транспортеров лекарственных средств; полиморфизм генов белков или ферментов фармакологических мишеней лекарственных средств; практическое значение фармакогенетического тестирования в клинической практике.

Эмбриогенез человека и генетика развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизировать знания о развитии и формировании эмбриона и о генетических закономерностях индивидуального развития. Будут рассмотрены следующие аспекты: стадии развития эмбриона; процессы клеточной дифференцировки; генетические подходы и методы изучения эмбриогенетических и онтогенетических механизмов развития; общие закономерности генетической регуляции индивидуального развития.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.