Магистратура
Политика образования

Политика образования

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1) сравнивает особенности международной, государственной и региональной политики образования, стратегии и инновации для разработки учебно-методических материалов по социально-политическим дисциплинам;
2) составляет программы исследования, отчеты, аналитические записки, обзоры и брифинги по вопросам политики образовании на четком, понятном и эмпирически обоснованном языке, в том числе и на иностранном языке;
3) применяет методологические, концептуальные и технологические инструменты при проведении изучения политики образования, направленных на социализацию и развитие гражданской позиции обучающихся;
4) анализирует философские, социологические и экономические аспекты политики образования и ключевые закономерности функционирования концепций согласования интересов субъектов образовательной политики;
5) дает оценку политико-правовых документов стратегического и тактического характера в области политики образования, планов и проектов в области молодежной политики, возможных рисков реализации программ по развитию гражданской активности;
6) исследует модели политики образования с точки зрения ее потенциального воздействия на недостаточно обслуживаемые или маргинализированные группы населения;
7) разрабатывает научные и практические рекомендации для правительственных организаций, законодательных органов, акиматов, аналитических центров и некоммерческих организаций, которые занимаются образованием;
8) проводит экспертизу качества национальной системы образования на основе системных междисциплинарных знаний и навыков теоретического и методологического анализа проблем, использования квалиметрического подхода, обобщения лучших отечественных и зарубежных практик в политике образования;
9) моделирует изменения в образовании для повышения качества образовательных систем с использованием компаративистских, социологических, политологических методик обработки информации, специальных практик анализа политики образования;
10) осуществляет образовательную деятельность в высшей школе на основе классических и инновационных методов преподавания социально-политических дисциплин;/

Паспорт программы

Название
Политика образования
Шифр
7M03132
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Компаративистский анализ в политической науке
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: изучение компаративистского анализа как метода исследования в политической науке. Рассматриваются: истоки развития компаративистики в мире и в Казахстане; компаративистский анализ в политологии; методология компаративистики; сравнительный анализ современных форм правления, конституций и режимов, структур гражданского общества в различных странах и политических феноменов.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Социология образования и социальная политика
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование целостного представления об основных теоретических подходах в социологии образования и социальной политики, навыков применения различных социологических методов в изучении проблем образования и науки. В ходе курса обучаемые изучат: взаимосвязь между образованием и обществом; актуализацию социологии образования как отдельной отрасли знаний; образовательную стратификацию; роль социальных сил и их влияние на образовательные процессы.

Управление изменениями и политика лидерства в образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у магистрантов системные представления об управлении изменениями и навыки эффективного использования различных источников власти и влияния для достижения организационных целей, развития личностных лидерских качеств. В содержании курса будут рассмотрены: теоретико-практические основы формирования проектов и выстраивания тактического пространства поддержки управляемых изменений; теории и практики лидерства в образовании; технологии планирования личностного и карьерного роста и реализации стратегии развития организации образования.

Философия политики в области образования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: ознакомление с научно-практическими основами понимания философии современной образовательной политики. Изучаются: стратегические ценностно-целевые и содержательные приоритеты системы образования и образовательной деятельности; роль и место эстетики, этики, социальной и политической философии, а также эпистемологии и философии науки в развитии интегративного взаимодействия образовательных систем и создания единого мирового образовательного пространства.

Экономика, политика финансирования, методы экономической оценки в образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать навыки исследования динамики экономических характеристик политики образования, аргументированного объяснения экономической и финансовой политики в образовательной сфере.Изучаются: функционирование организаций образования в условиях рыночных отношений; подушевое финансирование; управление затратами и экономическая безопасность; анализ статистической и экономической документации для разъяснения политики образования; технологии подготовки начальных сведений для выполнения эконометрического разбора в образовании.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Государственная политика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:формирование у магистрантов системных научных знаний о государственной политике как целеполагаемого воздействия на общество во всех взаимосвязанных сферах жизни, о сфере государственной политики и государственного управления. Курс раскрывает сущность и основные составляющие государственной политики; механизмы разработки государственной политики; обзор государственной региональной, экономической, социальной, молодежной и др. политик.

Дизайн политического исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование способности осуществлять конструирование и обоснование дизайна исследования политики образования. В ходе курса магистранты изучат: основы применения общенаучных, конкретно-специфических и диверсифицированных методов исследования политики образования; особенности использования качественных и количественных, смешанных, лонгитюдных, срезовых, панельных и когортных видов исследовательского дизайна.

Измерение и мониторинг качества образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у магистрантов организационно-управленческие, информационно-аналитические и социальные компетенции для проведения измерения и мониторинга качества образования. Курс направлен на изучение принципов, показателей независимой оценки качества образования, специфики работы со статистическими показателями в образовании, с проведением количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений, основ управления качеством образования через систему педагогических измерений.

Инклюзивное образование: политика и практика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать навыки критического анализа политики инклюзивного образования для раскрытия вопросов социальной справедливости, касающихся взаимосвязи между образованием, властью и общественным благом. Курс ориентирован на изучение теоретических и методологических подходов инклюзивного образования, истории развития инклюзивного образования в Казахстане, практических основ реализации изменений в контексте развития инклюзивного общества.

Образовательная политика: практика анализа
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать образовательную и школьную политику, моделировать школьную политику и проектировать документы, применять инструменты анализа в практике управления организацией и инновационными проектами в школе. Курс направлен на изучение моделей политики и принятия решений; анализ реформ в образовании, овладение инструментами анализа школьной политики, подходов, критериев.

Правовое обеспечение образовательной политики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: осмысление магистрантами социально-правовых основ реализации политики государства в области образования. В ходе курса магистранты изучат: историю развития законодательного обеспечения реализации образовательной политики в индустриально развитых странах; систему органов управления образованием; некоммерческие организации в области образования и законодательно-нормативное обеспечение их деятельности; организационно-правовые основы измерения качества образования; государственные приоритеты при проектировании содержания образования.

Современные международные отношения и глобальное развитие
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности к независимому критическому мышлению, оценке тех или иных международных политических событий и явлений. Курс направлен на изучение развитие теории и методологии исследований международных отношений, глобальных и региональных систем, рассмотрение глобализационных процессов и глобальных вызовов современности, в том числе и перед образованием.

Социальное проектирование изменений в образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование навыков использования "проектной практики" в сфере образования как инструмента изменения и развития образовательной системы. Изучаются: сущность, содержание и виды "социального проектирования" в образовании; характер и природа связи проектирования с управленческими практиками; методология и технология проектирования изменений организационной культуры организации образования; разработка персонального проекта изменений в сфере образования.

Управление устойчивым развитием
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование понимания принципов Environmental, Social and Governance (ESG) для анализа научно-технического и социально-экономического потенциала системы образования. Курс знакомит с теоретико-методологическими основами и концепциями устойчивого развития, практиками анализа ESG-трансформации, инструментами управления устойчивым развитием, особенностями учета человеческого капитала в управлении образованием, социально-экологическими инвестициями и управлением ESG рисками.

Управление школой и политика школьной реформы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать целостное представление о социально-политических и социокультурных предпосылках динамики школьных реформ в республике. Изучаются: казахстанский и зарубежный опыт реформирования школьных систем, проблемы обновлённого содержания; цифровизация и создание доброжелательной образовательной среды; поддержка психического здоровья школьников; инклюзии и эксклюзии в школьном образовании.

Учителя и политика в области преподавания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у магистрантов навыки анализа влияния результатов обучения учителей и содержания учебной программы на качество образовательного процесса. Изучаются: концептуально-практические основы анализа политики в области подготовки педагогических кадров в республике; особенности дизайнирования учебного взаимодействия; технологии прогнозирования актуальности и привлекательности учебных программ; разработка и использование технологий цифрового контента в преподавании.

Языковая политика и проблемы национальной идентичности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: изучение основных тенденций современной языковой политики и анализ соответствующих теоретических концептов, а также практики конструирования идентичности. В ходе изучения предмета будут рассмотрены национально-языковая политика в полиэтнических государствах, принципы формирования языковой политики в РК, модели конструирования идентичности, методы и способы анализа социальной реальности, национальная идентичность и вызовы глобализации.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.